Олег Герасимов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае.
В стране проводится реформа контрольно-надзорной деятельности. Она призвана снизить административное давление на бизнес, избавив предпринимателей от излишних проверок. В течение прошлого года велась активная работа в этом направлении, но бизнес не почувствовал серьезных изменений, отмечает, что давление не снижается.
Получается парадоксальная ситуация, мы делаем всё возможное, чтобы снизить количество проверок, а бизнес продолжает жаловаться. При этом, по данным прокуратуры, количество проверок объективно снижается. Но что по факту? Перед ведомствами была поставлена задача - внедрять риск-ориентированный подход. То есть проводить проверки не на всех предприятиях, а в первую очередь на тех, где есть риски. Там, где ранее были выявлены нарушения, либо чья деятельность лежит в областях, где нарушения представляют особую опасность.
Это должно было привести к снижению плановых проверок. Формально, задача выполнена. Но с их сокращением увеличились внеплановые. На это тоже последовала реакция, мнение общественности было донесено до руководства страны. Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда ведомства проводят административные расследования. Чтобы уйти от внеплановых проверок, контрольно-надзорные органы подменяют понятие «проверка» на «расследование». Расследование не нужно согласовывать с прокуратурой и количество проверок уменьшилось, а предприниматели говорят о том, что административное давление не снижается. Ведь предпринимателю нет разницы, под каким предлогом к нему пришли: плановая проверка, внеплановая или административное расследование; результат один - общее количество «визитов» контролеров не уменьшилось.
Еще одно из препятствий, о которое запинается реформа, - система оценки и поощрения работы инспекторов. Если труд сотрудника оценивается в соответствии с выявленными нарушениями, начисленными штрафами, он будет стараться выявить их как можно больше. Каждый проверяющий - специалист, хорошо знающий своё дело, он разбирается в этой области лучше любого предпринимателя. И если ему нужно найти нарушение, он найдет его любой ценой. Во многих проверках инспекторы не уходят без выявленного нарушения, ведь иначе его могут упрекнуть в плохо выполненной работе.
Сами контрольно-надзорные органы уже говорили о необходимости искоренения «палочной системы». Но изменений пока не видно. Если не менять метод поощрения инспекторов, то эта ситуация не изменится. По-прежнему перед ними условно стоит планка, сколько нарушений необходимо выявить за месяц.
Поэтому ведомства должны разработать и показать свои новые инструкции, регламенты, иные аспекты мотивации своих сотрудников. Необходимо продолжать работу по переходу на риск-ориентированный подход. А это подразумевает концентрацию сил на работе по профилактике и предупреждению, а уже только потом должно следовать наказание.
Следующий вопрос, который планируем обсудить на круглом столе, - потребительский экстремизм. Это явление существует как возможность свести счеты, отомстить, как способ конкурентной борьбы. Выражается он в том, что граждане пишут жалобы в контрольные органы на конкретные предприятия. И контролеры приходят к предпринимателю с проверками. К нам бизнесмен обращался с просьбой помочь в такой ситуации. На него в большом количестве писали жалобы в различные надзорные органы - и проверки сыпались одна за другой.
Пока защиты от потребительского экстремизма нет, потому что государственный орган обязан реагировать на любое обращение от заявителя. С одной стороны, законом уже запрещены анонимные обращения, нельзя написать заведомо ложную информацию и отправить её в ведомство без подписи. А с другой - появились обращения, подписанные формально. То есть подпись есть, но, к примеру, адрес заявителя указан вымышленный, такого дома не существует в Хабаровске.
В рамках круглого стола также обсудим применение чек-листов (проверочных листов). Это список требований, с которыми приходят контролеры к бизнесу. Он составлен в виде списка вопросов по каждому виду контроля. Предприниматель может использовать их для самоконтроля, найти чек-лист можно на сайте соответствующего органа.
Сначала чек-листы приняли федеральные структуры, сейчас они утверждаются на региональном уровне. Но загвоздка в том, что они очень сложные. Федеральные содержат более ста вопросов и представляют собой фактически нормативный акт того или иного ведомства, переписанный в форме вопросов. Это ничем не помогло предпринимателям, никакого упрощения не произошло.
На региональном уровне мы пытаемся скорректировать чек-листы. Раскритиковали их, во ‑ первых, за сложность восприятия. Многие инструкции написаны таким языком, что предприниматель их прочесть толком не может. Конечно, трактовку законов менять нельзя, но если хотим, чтобы бизнес занимался самоконтролем, значит, нужно и разговаривать с ним на понятном языке. Во-вторых, чек-листы получаются обширные, потому что рассчитаны на все категории бизнеса.
Фактически, нужно делать эти листы по риск-ориентированному подходу, и если у предпринимателя самая низкая категория опасности, то и проверочный лист должен быть простой, понятный и маленький.
1 января 2019 года заканчиваются трехлетние «надзорные каникулы». Поэтому важно высказать позицию бизнес-сообщества и нашего форума о необходимости их продления до 2021 года. «Надзорные каникулы» показали свою эффективность, они способствуют развитию бизнеса.
Предприниматели опасаются, что после отмены этого инструмента начнутся массовые проверки бизнеса, появится излишнее административное давление. А не каждый предприниматель может выстоять против плеяды проверок, зачастую результат такого нажима - ликвидация бизнеса.
На круглый стол съедутся уполномоченные со всего ДФО, а также из Ленинградской и Ярославской областей, Забайкальского и Алтайского краев, Дагестана. Будут представители прокуратуры, контрольно-надзорных органов. Мы рассчитываем на поддержку предпринимателей.
«Одна из важнейших задач дальнейшего экономического развития макрорегиона - закрепление малого бизнеса на Дальнем Востоке. Тех льгот и преференций, которые работают сейчас, - явно недостаточно. Необходим конструктивный диалог и поиск решений для прорыва вперед».
Одним из нововведений форума станет розыгрыш «Турнир на миллион» от Фонда поддержки малого бизнеса Хабаровского края. Представители МСП - участники деловой площадки смогут получить сертификат на дальнейшее развитие в размере 1 млн рублей под 1% годовых!
Источник ТОЗ