III Дальневосточный форум предпринимателей. Круглый стол «Доверять нельзя. Смещение акцентов в контрольно-надзорной деятельности».

Олег Герасимов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае.

 

В стране проводится реформа контрольно-надзорной деятельности. Она призвана снизить административное давление на бизнес, избавив предпринимателей от излишних проверок. В течение прошлого года велась активная работа в этом направлении, но бизнес не почувствовал серьезных изменений, отмечает, что давление не снижается.

Получается парадоксальная ситуация, мы делаем всё возможное, чтобы снизить количество проверок, а бизнес продолжает жаловаться. При этом, по данным прокуратуры, количество проверок объективно снижается. Но что по факту? Перед ведомствами была поставлена задача - внедрять риск-ориентированный подход. То есть проводить проверки не на всех предприятиях, а в первую очередь на тех, где есть риски. Там, где ранее были выявлены нарушения, либо чья деятельность лежит в областях, где нарушения представляют особую опасность.

Это должно было привести к снижению плановых проверок. Формально, задача выполнена. Но с их сокращением увеличились внеплановые. На это тоже последовала реакция, мнение общественности было донесено до руководства страны. Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда ведомства проводят административные расследования. Чтобы уйти от внеплановых проверок, контрольно-надзорные органы подменяют понятие «проверка» на «расследование». Расследование не нужно согласовывать с прокуратурой и количество проверок уменьшилось, а предприниматели говорят о том, что административное давление не снижается. Ведь предпринимателю нет разницы, под каким предлогом к нему пришли: плановая проверка, внеплановая или административное расследование; результат один - общее количество «визитов» контролеров не уменьшилось.

Еще одно из препятствий, о которое запинается реформа, - система оценки и поощрения работы инспекторов. Если труд сотрудника оценивается в соответствии с выявленными нарушениями, начисленными штрафами, он будет стараться выявить их как можно больше. Каждый проверяющий - специалист, хорошо знающий своё дело, он разбирается в этой области лучше любого предпринимателя. И если ему нужно найти нарушение, он найдет его любой ценой. Во многих проверках инспекторы не уходят без выявленного нарушения, ведь иначе его могут упрекнуть в плохо выполненной работе.

Сами контрольно-надзорные органы уже говорили о необходимости искоренения «палочной системы». Но изменений пока не видно. Если не менять метод поощрения инспекторов, то эта ситуация не изменится. По-прежнему перед ними условно стоит планка, сколько нарушений необходимо выявить за месяц.

Поэтому ведомства должны разработать и показать свои новые инструкции, регламенты, иные аспекты мотивации своих сотрудников. Необходимо продолжать работу по переходу на риск-ориентированный подход. А это подразумевает концентрацию сил на работе по профилактике и предупреждению, а уже только потом должно следовать наказание.

Следующий вопрос, который планируем обсудить на круглом столе, - потребительский экстремизм. Это явление существует как возможность свести счеты, отомстить, как способ конкурентной борьбы. Выражается он в том, что граждане пишут жалобы в контрольные органы на конкретные предприятия. И контролеры приходят к предпринимателю с проверками. К нам бизнесмен обращался с просьбой помочь в такой ситуации. На него в большом количестве писали жалобы в различные надзорные органы - и проверки сыпались одна за другой.

Пока защиты от потребительского экстремизма нет, потому что государственный орган обязан реагировать на любое обращение от заявителя. С одной стороны, законом уже запрещены анонимные обращения, нельзя написать заведомо ложную информацию и отправить её в ведомство без подписи. А с другой - появились обращения, подписанные формально. То есть подпись есть, но, к примеру, адрес заявителя указан вымышленный, такого дома не существует в Хабаровске.

В рамках круглого стола также обсудим применение чек-листов (проверочных листов). Это список требований, с которыми приходят контролеры к бизнесу. Он составлен в виде списка вопросов по каждому виду контроля. Предприниматель может использовать их для самоконтроля, найти чек-лист можно на сайте соответствующего органа.

Сначала чек-листы приняли федеральные структуры, сейчас они утверждаются на региональном уровне. Но загвоздка в том, что они очень сложные. Федеральные содержат более ста вопросов и представляют собой фактически нормативный акт того или иного ведомства, переписанный в форме вопросов. Это ничем не помогло предпринимателям, никакого упрощения не произошло.

На региональном уровне мы пытаемся скорректировать чек-листы. Раскритиковали их, вопервых, за сложность восприятия. Многие инструкции написаны таким языком, что предприниматель их прочесть толком не может. Конечно, трактовку законов менять нельзя, но если хотим, чтобы бизнес занимался самоконтролем, значит, нужно и разговаривать с ним на понятном языке. Во-вторых, чек-листы получаются обширные, потому что рассчитаны на все категории бизнеса.

Фактически, нужно делать эти листы по риск-ориентированному подходу, и если у предпринимателя самая низкая категория опасности, то и проверочный лист должен быть простой, понятный и маленький.

1 января 2019 года заканчиваются трехлетние «надзорные каникулы». Поэтому важно высказать позицию бизнес-сообщества и нашего форума о необходимости их продления до 2021 года. «Надзорные каникулы» показали свою эффективность, они способствуют развитию бизнеса.

Предприниматели опасаются, что после отмены этого инструмента начнутся массовые проверки бизнеса, появится излишнее административное давление. А не каждый предприниматель может выстоять против плеяды проверок, зачастую результат такого нажима - ликвидация бизнеса.

На круглый стол съедутся уполномоченные со всего ДФО, а также из Ленинградской и Ярославской областей, Забайкальского и Алтайского краев, Дагестана. Будут представители прокуратуры, контрольно-надзорных органов. Мы рассчитываем на поддержку предпринимателей.

 

«Одна из важнейших задач дальнейшего экономического развития макрорегиона - закрепление малого бизнеса на Дальнем Востоке. Тех льгот и преференций, которые работают сейчас, - явно недостаточно. Необходим конструктивный диалог и поиск решений для прорыва вперед».

Одним из нововведений форума станет розыгрыш «Турнир на миллион» от Фонда поддержки малого бизнеса Хабаровского края. Представители МСП - участники деловой площадки смогут получить сертификат на дальнейшее развитие в размере 1 млн рублей под 1% годовых!

Источник ТОЗ